Сказкотерапия

 Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сам термин

«сказкотерапия» появился сравнительно недавно, но на самом деле

воспитание детей через сказку используется очень давно. Испокон веков

народная мудрость сохранялась в сказках, их передавали из поколения в

поколение. Сказки — это кладезь мудрости, советов, доброты и выходов из

различных ситуаций. Этот метод развивает творческие способности ребенка,

расширяет его сознание, совершенствует взаимодействие с окружающим

миром. Дети очень любят сказки и, как говорил известный итальянский

психолог А.Манегетти, сказка для детей – это «естественное пространство их

безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток

действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их

взрослая жизнь».

Различают следующие виды сказок: Дидактические (в форме учебного

задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья,

правила поведения в обществе).

Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети

рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и

мечтают – воображают – “колдуют”.

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”,

доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и

ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем

проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине

с самим собой и подумать.

Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т.е.

знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества).

Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и

героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка,

каким бы он хотел быть).

В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по

мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. А

сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, к которым

ребенок определяет свои симпатии. В сказкотерапевтическом процессе

сегодня используется пять видов сказок, которые конструируются в

соответствии с актуальной ситуацией и подаются различными способами:

анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, кукло-терапия, имидж-

терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в

песочнице. Это сказки: народные (с идеями добра и зла, мира, терпения,

стремления к лучшему), сказки о животных; бытовые сказки; страшные

сказки; волшебные сказки. Возможности сказки необъятны. С помощью

сказки ребенок может ставить себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя

себя с главными героями и тем самым проживая их действия. Правильно

подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и

капризы, развить волю и смелость. Сказка учит ребенка, но не ругает, не

затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев. Терапия

сказкой помогает ребенку справиться со многими внутренними

переживаниями. Маленькому человечку всегда проще передать нормы


поведения и умение ориентироваться в разных жизненных ситуациях в

игровой форме. Сказкотерапия помогает замкнутому ребенку раскрыться, а

слишком агрессивного и непоседливого учит задумываться. В процессе

сказочной игры дети развивают речь и фантазию, творческие способности и

логическое мышление. Разыгрывая сказочное представление или обсуждая

сказку, они приобретают навыки общения.

Как может проходить терапия сказкой в группе детского сада? Ведущий

подбирает сказочные истории на разные темы. Например, о страхе и

смелости, о добрых и злых поступках, о жадности и т.д. Сказки можно

просто рассказывать и обсуждать с детьми, придумывать свои. Хорошо

применять при этом пальчиковые и другие игрушки. Этот метод позволит

узнать о ребенке много нового. Выражая свои внутренние переживания через

сказочного героя, ребенок (иногда даже сам того не подозревая) может

подсказать вам решение конкретной проблемы. Сказочный тренинг можно

построить в виде спектакля, где воспитатель превратится в режиссера, а дети

– в актеров. Сказочное лицедейство очень им сродни, и это поможет

обыграть любые ситуации легко, играючи. В такое занятие при

необходимости можно включать различные физические упражнения,

логопедические и другие дополнительные развивающие и терапевтические

занятия. Для занятий по методу сказкотерапии хорошо использовать

сказочные декорации и костюмы, музыкальный фон. Детям очень нравятся

ритуалы, с которых занятие начинается и заканчивается. Кроме того, в

процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены

интонации, громкости произношения текста. Специалисты по возрастной

психологии считают, что лечение сказками можно использовать в любом

количестве и для детей любого возраста. Играть в сказку – это не только

развлечение. На основе волшебных сюжетов, бытовых и литературных

сказок сказкотерапевты составляют серьезные методики. Итак, через сказки

ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и

препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится

преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу

добра, любви и справедливости. Сказкотерапия – процесс улучшения

внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой

сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части

личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«Продуктивные виды деятельности в младших группах детского сада»

Новый год 2021