Психолого – педагогическая работа по включению родителей в учебный процесс

 Системообразующим фактором, определяющим качество образовательной среды

выступает воспитательно – образовательный процесс, где все составляющие элементы

образовательной среды: субъекты – участники процесса; предметы, объекты –

составляющие предметно – пространственной среды; коммуникативный стиль.

Для психического развития ребенка наиболее важна его совместная деятельность

со взрослым. Согласно культурно – исторической теории Л. С. Выгодского именно в ней

формируются все специфически человеческие процессы. В совместной деятельности со

взрослым ребенок способен к действиям, которые самостоятельно он выполнить ещё не

может, что образует зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития –

потенциальные возможности ребенка, уровень психического развития, при котором он

самостоятельно не способен осуществить определенных заданий, но может их

выполнить при помощи взрослого. Эта зона диагностируется по уровню сложности

задач, осуществляемых ребенком в сотрудничестве со взрослым.

Зона актуального развития диагностируется задачами такого уровня сложности,

которые ребенок может выполнить самостоятельно. Переход от одной зоны актуального

развития к другой осуществляется благодаря механизму интериоризации.

Закон интериоризации (закон перехода функций извне внутрь) сформулировал

Выготский Л. С. Согласно этому закону каждая психическая функция, прежде чем стать

внутренним средством сознательной деятельности, проходит внешнюю стадию,

осуществляемую в рамках совместных видов деятельности. Этот процесс происходит в

зоне ближайшего развития в совместной деятельности взрослого и ребенка по решению

конкретных образовательных задач.

Доля участия ребенка в его совместной деятельности со взрослым закономерно

растет с возрастом. В итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной

деятельности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной

деятельности. Процесс интериоризации относится к отдельным действиям, психическим

функциям и деятельности в целом. Закон интериоризации распространяется на ситуации

обучения как интеллектуальным действиям, так и социальным умениям.


Компонентами совместной деятельности являются взаимодействия (интеракции)

между её участниками, но не любые, а дерминированные направленностью на общий

предмет, т.е. предметно направленные.

По мнению Л. С. именно в совместной деятельности заключен образовательный

потенциал, поскольку в процессе такой деятельности ребенок овладевает

разнообразными психологическими орудиями, равно как и культурными средствами по

освоению различных видов деятельности. Концепция модернизации российского

образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания

подрастающего поколения.  В статье № 18 Закона РФ «Об образовании  говорится:

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском

возрасте». Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм

взаимодействия семьи и детского сада.

Необходимость обновления дошкольного образования как неотъемлемой части

общего образования в соответствии с современными требованиями нашла отражение в

Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,

утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г.

В рамках Федерального государственного образовательного стандарта

рассматриваются новые принципы взаимодействия к которым относятся вариативность

содержания, форм и методов образования родителей.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное

взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Родителям и

воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с

другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге

не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание

детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со

своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых 

направлений дошкольной коррекционной педагогики. Родители должны быть вовлечены

в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком

образовательных услуг, а активным участником образовательного процесса.


Анализ психолого-педагогической литератур позволяет выделить

неэффективность данного взаимодействия, которое  иногда проявляется в относительной

стихийности, которую условно можно разделить на три направления:

- обращение родителей к воспитателю с вопросами о ребенке;

-обращение воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы

дошкольного учреждения;

-общение по другим поводам, не связанным с ребенком.

В общении родителей с воспитателями можно отметить следующие особенности:

– частота обращений  к воспитателям и их содержание (одни родители могут

общаться ежедневно, а другие практически не общаются);

– большинство интересов родителей связано с беспокойством об аппетите детей и

их самочувствии и гораздо реже обращения связаны с содержанием занятий и  успехами

на них;

– воспитатели чаще обращают внимание  родителей на негативные проявления в

поведении ребенка, что подсознательно формирует у родителей отрицательную

установку на контакты с педагогом;

– воспитатели включаются в процесс взаимодействия с родителями, при этом

зачастую не могут или не знают что посоветовать, каким образом совместными

усилиями достичь желаемого результата;

- родители при этом нередко демонстрируют агрессивную - в адрес педагога или

собственного ребенка - реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как

именно воздействовать на его поведение;

– отсутствие навыков психологически грамотно построить беседу, избежать

некорректных замечаний в адрес ребенка или родителей, а также оценочных суждений о

ребенке, приводит к нежеланию родителей включаться в процесс взаимодействия;

– не всегда правильно выбирают воспитатели и стиль общения с родителями.

Таким образом, проблема умственного развития ребенка и включение в этот

процесс семьи зависит как от сотрудников детского сада, так и от самой семьи.

В рамках ФГОС взаимодействие воспитателей и родителей должны опираться на

следующие принципы: принцип единства целей образовательного процесса; принцип

систематичности; принцип плановости; принцип индивидуальности; принцип

своевременности.


ФГОС ДО обуславливает поиск эффективных специальных коррекционных

условий осуществления педагогического процесса в дошкольных учреждениях (новыми

социальными условиями, взаимопроникновением общего, дополнительного и

коррекционного образования, изменением контингента детей, посещающих дошкольные

учреждения). Новое явление в российской системе образования – инклюзивное обучение

детей инвалидов.

Инклюзивное образование гарантирует родителям право обучать ребенка с

ограниченными возможностями в общеобразовательных учреждениях, при этом

специальные потребности каждого должны удовлетворяться наиболее оптимально.

Цель инклюзивного образования заключается в достижении всеми детьми

определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.

Перед педагогами, специалистами, родителями в дошкольных образовательных

учреждениях (организациях) остро стоит проблема интеграции ребенка в детско -

взрослое сообщество. Это требует создания наиболее благоприятных условий для его

социализации, адаптации, интеграции.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных

способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Микрогруппы для

взаимодействия детей через организацию игровой, проектной и исследовательской

деятельности.

Фронтальные формы организации активности детей рекомендуется проводить в

форме круга – специально организованного занятия, на котором дети и взрослые играют

вместе в особой  спокойной, доверительной атмосфере.

Детско-родительские группы — комплексные занятия для детей и родителей,

включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия, которые ведут

специалисты: психолог, логопед, дефектолог, музыкальный руководитель.

Т.о. образовательный процесс современного дошкольного учреждения -

это целенаправленная деятельность педагогов - ребенка - руководителя - родителей по

организации совместной деятельности взрослого и ребенка, по созданию взрослым

социально - развивающей среды для свободной самостоятельной деятельности ребенка.

Разработка федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, одним из


которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями

детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий

для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников,

обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение

компетентности родителей в области воспитания.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«Продуктивные виды деятельности в младших группах детского сада»

Новый год 2021