«Продуктивные виды деятельности в младших группах детского сада»

 1. Что такое продуктивная деятельность?

2. Цель продуктивной деятельности в детском саду.

3. Задачи продуктивной деятельности в детском саду.

4. Ожидаемые результаты.

5. Создание в детском саду и группе ППРС (задачи, принципы организации).

6. Материалы и инструменты.

7. Виды продуктивной деятельности.

8. Формы организации продуктивной деятельности.

9. Типы занятий.

10. Виды детского конструирования.

11. Формы организации обучения конструированию.

12. Виды занятий по содержанию изображений (лепка, аппликация, рисование).

13. Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду.

14. Методы организации продуктивной деятельности.

15. Приёмы для занятий продуктивной деятельностью.

16. Вывод.

17. Литература.


Что такое продуктивная деятельность?


Продуктивная деятельность – это созидательная работа, нацеленная на преобразование

исходного материала или сочетаний материалов в конечный продукт, который будет

соответствовать замыслу. Занятия продуктивной деятельностью имеют игровую форму

проведения. Они помогают детям социализироваться, выработать такие важные для

последующей ступени образования качества, как усидчивость, последовательность в

выполнении задания, а также развивают графические навыки.

Цель продуктивной деятельности в детском саду:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми

дошкольного возраста мира искусства, мира природы; становления эстетического

отношения к окружающему миру.

Задачи продуктивной деятельности в детском саду:

Рисование.

- предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы

(голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю

разноцветные листья; снежинки и т. п.);

- продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая

сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время

рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в

баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением

ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать

осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку;

- закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный),

познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор

цвета, соответствующего изображаемому предмету;

- приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами

силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных

предметов (блюдечко, рукавички);

- учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев ли

сточки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап,

кап...»);

- учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в

разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик,

клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы


(округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий

(неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.);

- формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя

изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или

изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и

червячки; колобок катится по дорожке и др.);

- учить располагать изображения по всему листу.

Лепка.

- формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина,

пластической массы и способах лепки. Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми

движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его

ладонями обеих рук. Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя

палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей,

соединяя их, путем прижимания друг к другу;

- закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные

предметы на дощечку;

- учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка,

цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в

коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).

Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация.

- приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду

деятельности. Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности)

на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение

(задумано ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их;

- учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на

обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке);

прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать

салфеткой;

- формировать навыки аккуратной работы. Вызывать у детей радость от полученного

изображения;

- учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат) предметные и

декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и

чередуя их по форме и цвету;

- Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.

Задачи по конструированию в младших группах:

- подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать

конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные

строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы),

сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание,

приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета.

Вызывать чувство радости при удавшейся постройке;

- учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру

четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии

(заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие

детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и

др.);

- изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их

в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд);

- развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу;


- продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и

дома — улица; стол, стул, диван — мебель для кукол. Приучать после игры аккуратно

складывать детали в коробки;

- обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их домов, детского

сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и

другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по

отношению к самой большой части;

- продолжать развивать способность различать и называть строительные летали (куб,

пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств

(устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи,

предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели;

- развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать

и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение

этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в

автомобиле — кабина, кузов и т.д.).

Ожидаемые результаты:

- ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, мелкой

пластике, книжной графике;

- владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для

обогащения восприятия;

- может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных

видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации ) и в процессе

художественного труда;

- создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира;

передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами

(конструктивным, пластическим, комбинированным).

Конструктивно-технические умения:

- сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.;

- делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.

Обобщенные умения:

- целенаправленно рассматривать предметы;

- сравнивать их между собой и расчленять на части;

- видеть в них общее и различное;

- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других

частей;

- делать умозаключения и обобщения.

Создание в детском саду и группе ППРС.

Задачи:

- обеспечение психологического комфорта ребенка;

- формирование творческого начала в личности ребенка;

- формирование знаний, умений, навыков продуктивной деятельности;

- активизация демократических способов общения с детьми.

Принципы организации предметно-развивающей среды:

- принцип дистанции позиции при взаимодействии;

- принцип стимулирования активности;


- принцип стабильности –динамичности развивающей среды;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип половых и возрастных различий;

- принцип эстетичности организации среды;

- принцип эмоциогенности среды;

- Принцип открытости.

Материалы и инструменты для работы:

Вторая младшая группа:

- Карандаши цветные.

- Краски (гуашь).

- Бумага.

- Клей.

- Глина.

- Кисть №3, 5, щетина.

- Досточки.

- Цветная бумага.

- Цветной картон.

- Раскраски.

- Восковые мелки.

- Дидактические игры (развитие воображения, сенсорика, художественно-развивающие).

- Иллюстрации художников.

- Репродукции картин.

- Скульптура станковая и декоративная.

- Предметные картинки и фотографии для рассматривания.

- Трафареты.

- Шаблоны.

Средняя группа:

- Карандаши цветные.

- Краски (гуашь).

- Бумага.

- Клей.

- Ножницы.

-Глина.

- Пластилин.

- Кисть №3, 5, щетина.

- Досточки.

- Цветная бумага.

- Цветной картон.

- Раскраски.

- Восковые мелки.

- Дидактические игры (развитие воображения, сенсорика, художественно-развивающие).

- Иллюстрации художников.

- Репродукции картин.

- Скульптура станковая и декоративная.

- Предметные картинки и фотографии для рассматривания.

- Трафареты.

- Шаблоны.

Виды продуктивной деятельности:


Рисование - искусство изображать на плоскости действительно существующие или

воображаемые предметы с обозначением их форм линиями и различной степени

освещения этих форм посредством более или менее сильного покрытия их каким-либо

одноцветным веществом.

Аппликация - вырезание и наклеивание фигурок, узоров из кусочков бумаги, ткани,

кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).

Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с

помощью рук и вспомогательных инструментов — стеков и т. п.

Конструирование - создание модели, построение, приведение в определенный порядок и

взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.

Формы организации продуктивной деятельности:

- совместная деятельность;

- самостоятельная деятельность;

- Непосредственно Образовательная Деятельность.

Тип занятия:

Лепка, аппликация, рисование:

- по показу;

- по замыслу.

Виды детского конструирования:

- из строительного материала;

- из деталей конструкторов;

- из крупно - габаритных модулей;

- из природного материала;

- из бумаги.

Формы организации обучения конструированию:

- по образцу;

- по показу;

- по схемам.

Виды занятий по содержанию изображений (лепка, аппликация, рисование):

- предметный вид;

- сюжетный вид;

- декоративный.

Сюжетный вид:

- выделение главного в теме;

- предварительное планирование изображения;

- передача пространственных отношений;

- соотношение предметов по величине;

- цветовое решение.

Декоративный вид:

- ознакомление с основными элементами росписи;

- обучение композиционному построению узора;

- составление узора на круге, квадрате;

- роспись шаблона, предмета.

Предметный вид:

- деревья;

- транспорт;

- здания;

- животные;

- человек.

Этапы развития продуктивной деятельности в детском саду:

- накопление и расширение знаний, умений и навыков продуктивной деятельности;

- подражание;

- преобразование;

- поиск альтернатив.

Методы организации продуктивной деятельности:

- информационно - организационный — обеспечивает восприятие готовой информации

(малыши младших групп получают задание с детальной пошаговой инструкцией по

выполнению);

- репродуктивный, углубляющий знания о способах деятельности (освоение разных

изобразительных техник).

- Эвристический, требующий от детей выдвижения гипотез относительно решения той

или иной проблемы;

- исследовательский.

Приёмы для занятий продуктивной деятельностью:

1. Наблюдение.

Младший дошкольный возраст: Дети наблюдают явления, предметы, простые по форме

и яркие по цвету, в естественной для них обстановке. Педагог сам вычленяет два –три

признака(цвет, форму, величину) и называет, дети повторяют. Восприятие происходит в

игре, действии, движении. Наблюдения кратковременны. Установка на последующее

изображение не дается.

Средний дошкольный возраст: В процессе наблюдения выделяют несколько признаков

(цвет, форму, строение, расположение в пространстве). Восприятие становится активным,

педагог обращается к опыту детей. Наблюдение более длительное. Организуется

повторное наблюдение с усложнением содержания.

2. Обследование.

Целостное эмоциональное восприятие предмета.

Аналитическое восприятие предмета:

- выделить самую крупную часть предмета;

- определить форму;

- определить положение в пространстве;

- выделить другие части, определить положение, форму, величину по отношению к

основной;

- выделить цвет.

Целостное эмоциональное восприятие предмета.

Младший дошкольный возраст: Вычленение формы, цвета, соотнесение с сенсорным

эталоном. Активное применение формообразующего жеста. Обследование проводится

педагогом до занятия индивидуально или по подгруппам.

Средний дошкольный возраст: Обобщение предметов по признаку формы. Особое

внимание строению предмета, расположению частей в пространстве (наверху, внизу,

справа, слева и т.д.). Формообразующий жест применяется при обследовании предметов,

форму которых изображают впервые. Активность детей при обследовании предметов.

3. Рассматривание картинок.

4. Образец.

5. Показ.

Основными способами взаимодействия с детьми на занятиях продуктивной

деятельностью является наглядность.

Речевые приёмы:


Беседа

При помощи наводящих вопросов воспитатель помогает детям среднего дошкольного

возраста обобщить полученный при обследовании или наблюдении материал. В работе с

малышами первой и второй младших групп беседа помогает сформировать общее

впечатление детей о явлении или объекте, который изображается, систематизируют свои

представления о его форме.

Беседа используется и на начальном этапе работы над заданием (для мотивации через

пробуждение любопытства при поиске ответа на вопросы), и на завершающем, когда

нужно подытожить тему.

Объяснение

Важный словесный приём, позволяющий взрослому пояснить детям порядок выполнения

задания. В младшем дошкольном возрасте объяснения имеют более развёрнутый

характер.

Поощрение

Для реализации индивидуального подхода и создания ситуации успеха для каждого

ребёнка используется поощрение. Добрые слова вселяют в малыша уверенность в своих

силах, мотивируя на дальнейшую работу.

Художественное слово

Загадки, рифмовки, чтение отрывков детских произведений призваны стимулировать

интерес у детей к теме и, конечно, привлечь их к занятию продуктивной

деятельностью. Этот приём обладает большим потенциалом для создания положительного

эмоционального настроя. К примеру, при изучении темы «Посуда» перед созданием

заварочного чайника из теста, дети средней группы отгадывают такие шуточные загадки:

На плите стоит — пыхтит.

В нём вода бурлит — кипит.

Из-под крышки выйдет тучка,

Носик есть и сбоку ручка.

Чайных чашек всех начальник.

Называется он… (чайник).

Игровые приёмы.

Вывод:

Продуктивная деятельность занимает важное место в образовательном процессе детского

сада. Именно через неё дети, с одной стороны, материализуют свой жизненный опыт,

получают возможность полноценного личностного роста, а с другой — обогащают его.

Для методически верной организации практической деятельности педагог, исходя из

особенностей детей своей группы, использует весь арсенал приёмов, необходимый для

эффективного взаимодействия с детьми.

Литература:

1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. Учебное пособие, - М.,

AcademiA, 1999. –272с.

2. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методика, -М.,

Просвещение, 2007. –160.

3. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. Методические

рекомендации. - Центр педагогического образования, 2008.

4. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения,

советы, рекомендации. – С.- П.: Детство-Пресс, 2010 г.

5. Киреева Л.Г. Организация предметно - развивающей среды: Из опыта работы. - Учитель,

2009

6. Комарова Т.С. Филлипс О.Ю Эстетическая развивающая среда в детском образовательном

учреждении: Учебно-методическое пособие,-Педагогическое общество России, 2007


7. Нечаева В.Г., Корзакова Е. И. Строительные игры в детском саду, - М., Просвещение,

1966. – 140с.

8. Парамонова Л.Н. Теория и методика творческого конструирования в детском саду, -

Академия, 2002. – 192с.

9. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду, - ТЦ Сфера, 2010.- 240с.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Новый год 2021