Здоровьесберегающие технологии
Здоровье - это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических
дефектов. Всемирная Организация Здравоохранения. По результатам
последних исследований лишь 10% всех детей, ежегодно поступающих в
школу, являются здоровыми, остальные имеют какие-либо отклонения в
состоянии здоровья. Поэтому задача педагогов по формированию у
дошкольников навыков здорового образа жизни всегда встает во главу угла.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До 7 лет идёт интенсивное развитие
органов и становление функциональных систем организма, закладываются
основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и
окружающим. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно
осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на
всех этапах его обучения и развития. Разнообразные формы и виды
деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников – есть «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно -
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,
которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога,
ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Целями здоровьесберегающих
образовательных технологий являются:
- обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья,
- формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому
образу жизни,
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
К технологии сохранения и стимулирования здоровья мы относим:
-ритмопластику, которая способствует у детей развивать музыкальный
слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формирует правильную
осанку;
-динамические паузы, во время проведения которых включаются элементы
гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от
вида занятия;
-подвижные и спортивные игры, которые проводятся ежедневно как часть
физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой,
со средней степенью подвижности;
-релаксацию, которая направлена на то, чтобы научить детей ощущать свои
эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью
используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего
организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки
природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них
есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению
расслабляться;
-пальчиковую гимнастику, проводимую индивидуально, либо с подгруппой
детей ежедневно. Она способствует развитию мелкой моторики, стимулирует
речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение,
воображение, быстроту реакции. Проводится в любой отрезок времени;
-гимнастику для глаз, проводимую в любое свободное время в зависимости
от интенсивности зрительной нагрузки. Эта гимнастика способствует снятию
статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её
проведения используется наглядный материал, показ педагога;
-дыхательную гимнастику для того, чтобы у детей активизировался
кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует
нормализации и оптимизации его работы в целом;
-бодрящую гимнастику, которая проводится ежедневно после дневного сна
5-10 мин. Сюда входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения
на коррекцию плоскостопия, воспитание правильной осанки, обширное
умывание.
К технологиям обучения здоровому образу жизни мы относим:
- утреннюю гимнастику, с помощью которой у детей формируются
ритмические умения и навыки;
- физкультурные занятия, направленные на обучение двигательным
умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм
и способствуют повышению иммунитета;
- самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает
кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов,
улучшить осанку, а также, способствует не только физическому укреплению
человека, но и оздоровлению его психики. Это могут быть весёлые стихи,
яркие образы, обыгрывающие массажные движения;
-активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети
приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях,
соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом
используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно
овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм,
эстетичность в движениях. На участке детского сада имеется спортивное
оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную
активность детей на прогулке.
К коррекционным технологиям мы относим:
-артикуляционную гимнастику, что есть упражнения для тренировки
органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для
правильного звукопроизношения;
-технологию музыкального воздействия. Как известно, музыка влияет на
состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния.
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают дети
в определенные периоды времени.
Комментарии
Отправить комментарий