Здоровьесберегающие технологии

 Здоровье - это состояние полного физического, психического и

социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических

дефектов. Всемирная Организация Здравоохранения. По результатам

последних исследований лишь 10% всех детей, ежегодно поступающих в

школу, являются здоровыми, остальные имеют какие-либо отклонения в

состоянии здоровья. Поэтому задача педагогов по формированию у

дошкольников навыков здорового образа жизни всегда встает во главу угла.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента

физического и психического здоровья. До 7 лет идёт интенсивное развитие

органов и становление функциональных систем организма, закладываются

основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и

окружающим. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно

осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на

всех этапах его обучения и развития. Разнообразные формы и виды

деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья

воспитанников – есть «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно -

оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,

которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога,

ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Целями здоровьесберегающих

образовательных технологий являются:

- обеспечение дошкольнику возможности сохранения здоровья,

- формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому

образу жизни,

- умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

К технологии сохранения и стимулирования здоровья мы относим:

-ритмопластику, которая способствует у детей развивать музыкальный

слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формирует правильную

осанку;

-динамические паузы, во время проведения которых включаются элементы

гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от

вида занятия;

-подвижные и спортивные игры, которые проводятся ежедневно как часть

физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой,

со средней степенью подвижности;

-релаксацию, которая направлена на то, чтобы научить детей ощущать свои

эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью

используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего

организма. Используется для работы спокойная классическая музыка, звуки

природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них

есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению

расслабляться;


-пальчиковую гимнастику, проводимую индивидуально, либо с подгруппой

детей ежедневно. Она способствует развитию мелкой моторики, стимулирует

речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение,

воображение, быстроту реакции. Проводится в любой отрезок времени;

-гимнастику для глаз, проводимую в любое свободное время в зависимости

от интенсивности зрительной нагрузки. Эта гимнастика способствует снятию

статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её

проведения используется наглядный материал, показ педагога;

-дыхательную гимнастику для того, чтобы у детей активизировался

кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует

нормализации и оптимизации его работы в целом;

-бодрящую гимнастику, которая проводится ежедневно после дневного сна

5-10 мин. Сюда входят упражнения в кроватках на пробуждение, упражнения

на коррекцию плоскостопия, воспитание правильной осанки, обширное

умывание.

К технологиям обучения здоровому образу жизни мы относим:

- утреннюю гимнастику, с помощью которой у детей формируются

ритмические умения и навыки;

- физкультурные занятия, направленные на обучение двигательным

умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм

и способствуют повышению иммунитета;

- самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает

кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов,

улучшить осанку, а также, способствует не только физическому укреплению

человека, но и оздоровлению его психики. Это могут быть весёлые стихи,

яркие образы, обыгрывающие массажные движения;

-активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети

приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях,

соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом

используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно

овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм,

эстетичность в движениях. На участке детского сада имеется спортивное

оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную

активность детей на прогулке.

К коррекционным технологиям мы относим:

-артикуляционную гимнастику, что есть упражнения для тренировки

органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для

правильного звукопроизношения;

-технологию музыкального воздействия. Как известно, музыка влияет на

состояние нервной системы, вызывает различные эмоциональные состояния.

В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушают дети

в определенные периоды времени.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

«Продуктивные виды деятельности в младших группах детского сада»

Новый год 2021